Классификация налоговой системы РФ

1. Взависимости от объекта обложения, взаимоотношения плательщика и государ­ства различаются прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги, взимаемые непосредственно с дохода и имущества, - это налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц, налог на имущество предпри­ятий и др.

Косвенные налоги устанавливаются на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Владелец товара или услуг при их реализации получает налого­вые суммы, которые перечисляет казне. Покупатель товара или услуг становится действи­тельным плательщиком налога. К косвенным относятся НДС, акцизы, таможенные пошли­ны.

2. По их использованию налоги подразделяются на общие и специальные (целевые).

Общие налоги обезличиваются и поступают в бюджет для финансирования различ­ных мероприятий. Специальные налоги имеют строго определенное назначение, например, налоги на реализацию горюче-смазочных материалов поступают в дорожные фонды и предназначены для строительства, реконструкции и текущего ремонта дорог.

3. Основное деление налогов: в зависимости от органа, который взимает налог и в распоряжение которого он поступает, различают федеральные налоги,региональные налоги — налоги субъектов РФ, местные налоги.

По данным Министерства РФ по налогам и сборам, определяющая роль в формиро­вании бюджетной системы принадлежит четырем налогам: - НДС, акцизам, налогу на при­быль предприятий и подоходному налогу с физических лиц, на их долю приходится 3/4 всех поступлений в консолидированном бюджете.

Итак, налогом признается обязательный и безвозмездный взнос, подлежащий уплате в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, муниципальных образований и соответст­вующие внебюджетные фонды.[2]

Федеральные налоги

Федеральные налоги (размер их ставок, объекты обложения, плательщики и льготы, а также порядок зачисления их в бюджет) - это налоги, устанавливаемые налоговым зако­нодательством и обязательные к уплате на всей территории РФ.

Основными федеральными налогами являются: налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц, акцизы, та­моженные пошлины, налог на операции с ценными бумагами и др.

Такие налоги, как акцизы на импортные товары, таможенные пошлины, государст­венная пошлина, федеральные регистрационные и лицензионные сборы полностью посту­пают в федеральный бюджет и являются собственными его доходами.



К регулирующим доходам относятся НДС, налог на прибыль предприятий, налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, подоходный налог, на­лог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарении и др., которые направ­ляются в бюджеты других уровней в виде определенной, установленной при утверждении федерального бюджета норме. [7]

Налог на добавленную стоимость (НДС)один из самых важных налогов в совре­менной налоговой системе России. По Федеральному бюджету на 1999 г. он должен соста­вить 30% всех доходов бюджета. Причем 75% всех поступлений НДС направляется в фе­деральный бюджет и 25% в бюджеты субъектов РФ.

НДС введен с 1 января 1992 г. на всей территории РФ в соответствии с Законом РСФСР от 6 декабря 1991 г. Этот налог широко известный с 1950-х гг. за рубежом, пред­ставляет собой форму изъятия части прироста стоимости, создаваемой на всех стадиях производства товара, выполненных работ, оказания ус, луг, в бюджет по мере реализации товара (работ, услуг).

По сравнению со своими предшественниками (налогом с оборота, действовавшим в соответствии с налоговой реформой 1930— 1932 гг., и налогом с продаж, введенном с 1 января 1991 г., при жестком государственном контроле над ценами) НДС имеет оп­ределенные преимущества. Он более эффективен, чем налог с оборота, так как охватывает

товарооборот на всех стадиях, и с расширением налогооблагаемой базы и ставок поступле­ния могут увеличиться. Для отдельного производителя этот налог менее обременителен, поскольку обложению подлежит не весь товарооборот, а лишь часть прироста стоимости, и тяжесть распределяется по всей цепи производства и обращения, чем достигается равное положение всех участников рыночных отношений. Это более простая форма обложения, поскольку для всех плательщиков установлен единый механизм взимания на всей террито­рии страны. Для государства он более предпочтителен, ибо от него трудно уклониться, что уменьшает случаи финансовых нарушений. И наконец, НДС в большей степени повышает заинтересованность в росте дохода предпринимателя, поскольку автоматически освобож­дает предприятия от обложения производственных затрат.



Плательщиками НДС являются все юридические лица независимо от форм собст­венности, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность, вклю­чая предприятия с иностранными инвестициями; индивидуальные (семейные) частные предприятия, а также филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предпри­ятий, находящиеся на территории РФ и самостоятельно реализующие товары (работы, ус­луги). Не платят НДС частные предприятия, не являющиеся юридическими лицами, а так­же малые предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения.

Официально по закону налог взимается с предпринимателя, но в действительности его плательщиком (носителем) становится конечный потребитель, который оплачивает его при покупке в цене товара.

Объектом НДС выступают обороты товаров, выполненные работы, оказанные услу­ги. При реализации товаров учитываются товары собственного производства и приобре­тенные на стороне, при выполнении работ - объемы строительно-монтажных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских, технологических и других работ; при реа­лизации услуг- выручка, полученная от оказания услуг предприятиями связи, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, а также рекламных, инновационных. В облагаемый оборот включаются любые денежные средства, полученные предприятиями, если их полу­чение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), в том числе финансовая по­мощь от других предприятий, пополнение фондов спецназначения, авансовые платежи, штрафы, пени, полученные за нарушение договора поставки товаров и т. п.

При обложении НДС предусматриваются налоговые льготы. Так, освобождаются от обложения: средства, перечисленные в уставный фонд предприятий, экспортируемые това­ры и услуги за пределы СНГ, квартплата, операции, связанные с обращением денег, валю­ты, банкнот и ценных бумаг, услуги учреждений культуры, искусства и т. п. Постановле­нием Правительства РФ от 20 декабря 1997 г. утвержден перечень товаров, не подлежащих освобождению от НДС (шины для автомобилей, меховые изделия, продукция черной и цветной металлургии и др.).

Ставки НДС установлены в размере 10% и 18%. Первая действует для продовольст­венных товаров (кроме подакцизных) и товаров для детей по перечням, утвержденным по­становлением Правительства РФ; вторая - по остальным товарам, работам, услугам, вклю­чая подакцизные продовольственные товары. [8]

Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации:

1) товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК;

2) работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией това­ров, указанных в подпункте 1 настоящего пункта.

Положение настоящего подпункта распространяется на работы (услуги) по сопро­вождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы террито­рии Российской Федерации товаров и импортируемых в Российскую Федерацию, выпол­няемые российскими перевозчиками, и иные подобные работы (услуги), а также работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки това­ров на таможенной территории и под таможенным контролем;

3) работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию Российской Федерации товаров, помещенных под таможенный режим транзита через указанную территорию;

4) услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозоч­ных документов;

5) работ (услуг), выполняемых (оказываемых) непосредственно в космическом про­странстве, а также комплекса подготовительных наземных работ (услуг), технологически обусловленного и неразрывно связанного с выполнением работ (оказанием услуг) непо­средственно в космическом пространстве;

6) драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам дра­гоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центрально­му банку Российской Федерации, банкам;

7) товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломати­ческими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей.

Реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг), указанных в настоящем подпункте, подлежит налогообложению по ставке 0 процентов в случаях, если законода­тельством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении дипломатических и приравненных к ним представительств Российской Феде­рации, дипломатического и административно-технического персонала этих представи­тельств (включая проживающих вместе с ними членов их семей), либо если такая норма предусмотрена в международном договоре Российской Федерации. Перечень иностранных государств, в отношении представительств которых применяются нормы настоящего под­пункта, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере международ­ных отношений совместно с Министерством финансов Российской Федерации.

Порядок применения настоящего подпункта устанавливается Правительством Рос­сийской Федерации;

8) припасов, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенном режи­ме перемещения припасов. В целях настоящей статьи припасами признаются топливо и го­рюче-смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуата­ции воздушных и морских судов, судов смешанного (река-море) плавания.[1]

После определения облагаемого оборота товаров (работ, услуг), установления нало­говых льгот и ставок подсчитывается величина налога путем умножения налогооблагаемо­го оборота на ставку. На практике плательщик вносит в бюджет разницу между суммой на­лога, полученной от покупателя за реализованные товары (работы, услуги), и суммой нало­га, уплаченной поставщикам за материальные ценности, т. е. действует зачетный механизм. Зачетный механизм — это возможность для предприятий исключить из полученной от по­купателя суммы НДС при реализации товара (работ, услуг) сумму НДС, выплаченную по­ставщику за приобретаемые товары (работы, услуги). Предприниматели имеют право на зачет (возмещение из бюджета) при выполнении следующих условий:

1) приобретенные товары (работы, услуги) должны быть оплачены поставщику, т. е. в первичных и расчетных документах сумма НДС выделена отдельной строкой;

2)приобретенные товары (работы, услуги) должны быть оприходованы, т. е. приня­ты на балансовый учет;

3) приобретенные материальные ценности должны быть использованы для произ­водственных целей;

4) при получении от поставщика счетов-фактур.

Сроки уплаты НДС зависят от размера платежа: чем больше сумма налога, тем чаще платеж. Установлены три срока платежа: крупные предприятия, организации платят налог ежедекадно (15, 25 и 5-го числа следующего месяца); средние — ежемесячно (не позднее 20-го числа следующего месяца); небольшие и малые -ежеквартально (не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом).

Плательщик в сроки, установленные для уплаты НДС за отчетный период, пред­ставляет налоговым органам по месту своего нахождения расчеты по установленной фор­ме.

На сумму исчисленного налога юридическое лицо выписывает платежное поруче­ние и направляет его в банк, где находится его расчетный (иной) счет, для перечисления в бюджет.

Налог на прибыль предприятий и организацийвведен Законом РСФСР от 27 де­кабря 1991 г. и взимается с 1 января 1992 г. Подобный налог действовал в 1920-е гг. в фор­ме подоходного налога с государственных и кооперативных предприятий и организаций. Начиная с 1930 г. налогообложение юридических лиц по существу упразднено и заменено так называемой «двухканальной системой», состоящей из налога с оборота и отчислений от прибыли в бюджет. В 1991 г. была предпринята попытка ввести налог на прибыль.

Действующий налог на прибыль предприятий и организаций - это важный доход бюджета. В консолидированном бюджете РФ, объединяющим бюджеты всех уровней вла­сти, он обеспечивает 1/5 всех поступлений, тогда как в федеральном бюджете его доля должна составить в 1999 г. 7,6%.

Плательщиком налога на прибыль выступают юридические лица (в том числе бюд­жетные), включая созданные на территории России предприятия с иностранным капита­лом; филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, имеющие отдельный ба­ланс и расчетный счет; территориальные обособленные структурные подразделения, не имеющие баланса и расчетного счета (при условии, что они и основная организация, ча­стью которой они являются, находятся на территории разных субъектов РФ), а также ма­лые предприятия, не перешедшие на упрощенную систему налогообложения.

Объектом обложения является валовая прибыль предприятий, организаций, полу­ченная в рублях и иностранной валюте. Она включает три компонента:

1) прибыль (убыток) от реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг;

2) прибыль (убыток) от реализации основных фондов (включая земельные участки) и другого имущества;

3) доходы от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разни­ца между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), устанавливается Положением о составе затрат, утвержденных Правительством РФ. Прибыль от реализации основных фондов и иного имущества предприятий для целей налогообложения подсчитывается в виде разницы меж­ду продажной ценой и первоначальной (или остаточной) стоимостью этих фондов с учетом переоценки, увеличенной на индекс инфляции. В состав доходов (расходов) от внереализа­ционных операций включаются доходы, полученные от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду, а также другие доходы (расходы) от операции, непосредственно не связанных с производством продукции и ее реализацией.

Налоговые льготы при обложении прибыли имеют большое социально-экономическое значение. При исчислении налога на прибыль облагаемая база уменьшается на сумму:

• прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений производст­венного назначения, а также на погашение кредитов банков, полученных и используемых на эти цели, включая проценты для предприятий сферы материального производства;

• прибыли, направленной на финансирование жилищного строительства для предприятий всех отраслей народного хозяйства;

• фактических затрат предприятий на содержание объектов социально-культурной сферы и жилищного фонда в соответствии с нормативами, утвержденными местными орга­нами самоуправления;

• взносов в благотворительные фонды и др.

Малый бизнес имеет дополнительные налоговые льготы. Так, малые предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию, продовольственные товары, товары на­родного потребления и некоторые другие, помимо общих льгот освобождаются от налога на прибыль в первые два года работы при условии, если выручка от указанных видов дея­тельности превышает 1% общей выручки от реализации продукции, в третий и четвертый годы вносят налог в размере 25 и 50% от основной ставки соответственно, если выручка от указанных видов деятельности более 90% общей суммы выручки от реализации. [3]

Ставка налога на прибыль предприятий и организаций устанавливается Федераль­ным законом РФ:

1 .Налоговая ставка устанавливается в размере 24 процентов, за исключением случа­ев, предусмотренных пунктами 2 - 5 . При этом:

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5 процента, зачисляется в федеральный бюджет;

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5 процента, зачисляет­ся в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Россий­ской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для от­дельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента.

2. Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятель­ностью в Российской Федерации через постоянное представительство, устанавливаются в следующих размерах:

1) 20 процентов - со всех доходов, за исключением указанных в подпункте 2 на­стоящего пункта и пунктах 3 и 4 учетом положений статьи 310 Налогового Кодекса;

2) 10 процентов - от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров (включая трей­леры и вспомогательное оборудование, необходимое для транспортировки) в связи с осу­ществлением международных перевозок.

3. К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие ставки:

1) 9 процентов - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских органи­заций российскими организациями и физическими лицами - налоговыми резидентами Рос­сийской Федерации;

2) 15 процентов - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских орга­низаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде дивиден­дов российскими организациями от иностранных организаций.

При этом налог исчисляется с учетом особенностей, предусмотренных статьей 275 Налогового Кодекса.

4. К налоговой базе, определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств, применяются следующие налоговые ставки:

1) 15 процентов - по доходу в виде процентов по государственным и муниципаль­ным ценным бумагам (за исключением ценных бумаг, указанных в подпунктах 2 и 3 на­стоящего пункта), условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение до­хода в виде процентов, а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным после 1 января 2007 года, и доходам учредителей доверитель­ного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотеч­ных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием после 1 января 2007 года;

2) 9 процентов - по доходам в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 года, а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипо­течным покрытием до 1 января 2007 года;

3) 0 процентов - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственно­го валютного займа серии III, эмитированных в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР и внутреннего и внешнего валютного долга Российской Федерации.

5. Прибыль, полученная Центральным банком Российской Федерации от осуществ­ления деятельности, связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федераль­ным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", облагается налогом по налоговой ставке 0 процентов.

Прибыль, полученная Центральным банком Российской Федерации от осуществле­ния деятельности, не связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федераль­ным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", облагается налогом по налоговой ставке, предусмотренной пунктом 1.

Сумма налога, исчисленная по налоговым ставкам, установленным пунктами 2 - 4 и, подлежит зачислению в федеральный бюджет.

Сумма налога на прибыль определяется плательщиком самостоятельно на основе бух­галтерской отчетности нарастающим итогом с начала года. Она вносится плательщиком в бюджет по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для пред­ставления квартального бухгалтерского отчета, а по годовым - в 10-дневный срок со дня, установленного для бухгалтерского отчета и баланса за год. В течение квартала платель­щики производят авансовые платежи (не позднее 15-го числа каждого месяца в размере 1/3 квартальной суммы налога). В настоящее время все предприятия кроме бюджетных, малых и иностранных юридических лиц имеют право перейти на ежемесячную уплату налога в бюджет, исходя из фактически полученной прибыли с учетом предоставленных налоговых льгот за предшествующий месяц и ставки налога.

Подоходный налог— основной федеральный налог с физических лиц. В России он введен в 1916 г. С этого момента за исключением небольшого перерыва он с определенны­ми изменениями функционирует по сегодняшний день.

Действующий в России подоходный налог введен с 1 января 1992 г. Законом РФ от 7 декабря 1991 г.

Плательщиками подоходного налога являются физические лица (граждане РФ, ино­странные граждане и лица без гражданства), имеющие и не имеющие постоянного место­жительства в РФ. Объектом обложения служит совокупный доход, полученный в кален­дарном году из любых источников на территории РФ как в денежной (в рублях или ино­странной валюте), так и в натуральной форме, в том числе, в виде материальной выгоды.

Для ослабления тяжести подоходного обложения предусматривается широкая сис­тема налоговых льгот и вычетов. В совокупный годовой доход не включаются: государст­венные пособия по социальному страхованию; все виды пенсий и компенсационных вы­плат; сумма материальной помощи, оказываемая в связи со стихийными бедствиями, а в случае других причин - не выше 12-кратного размера минимальной заработной платы; алименты; суммы, получаемые в течение года от продажи квартир, жилых домов в части, не превышающей 5000 размера минимальной месячной оплаты труда, и много других вы­четов и льгот.

Целый ряд категорий граждан (перенесшие лучевую болезнь, военнослужащие и принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проживающие в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и др.) имеет право исключить из дохода сумму, облагаемую по минимальной ставке. Вместо не­облагаемого минимума действует особая льгота, в соответствии с которой совокупный до­ход в зависимости от категорий плательщиков уменьшается на сумму, равную определен­ной кратности минимальной месячной оплаты труда:

Плательщик освобождается от расходов на содержание детей у обоих супругов и иждивенцев в пределах определенной кратности установленного законом минимального размера оплаты труда в зависимости от величины дохода плательщика. [2]

Ставка подоходного налога - 13% для облагаемого совокупного дохода до 20000 руб., а ставка 35% (максимальная) устанавливается в отношении следующих доходов:

§ стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превы­шения размеров, указанных в пункте 28 статьи 217 НК РФ, т.е. доходы, не превышающие 2000 рублей, полученные по каждому из следующих оснований за налоговый период:

стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или инди­видуальных предпринимателей, и не подлежащих обложению налогом на наследование или дарение в соответствии с действующим законодательством; стоимость призов в денежной и натуральной формах, полученных налогоплатель­щиками на конкурсах и соревнованиях, проводимых в соответствии с решениями Прави­тельства Российской Федерации, законодательных (представительных) органов государст­венной власти или представительных органов местного самоуправления;

суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалид­ности или по возрасту;

возмещение (оплата) работодателями своим работникам, их супругам, родителям и детям, бывшим своим работникам (пенсионерам по возрасту), а также инвалидам стоимо­сти приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом. Осво­бождение от налогообложения предоставляется при представлении документов, подтвер­ждающих фактические расходы на приобретение этих медикаментов;

стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях с целью рекламы товаров (работ, услуг);

суммы материальной помощи, оказываемой инвалидам общественными организа­циями инвалидов.

■ страховых выплат по договорам добровольного страхования в части превы­шения размеров, указанных в пункте 2 статьи 213 НК РФ;

■ процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рас­считанной исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка Россий­ской Федерации, в течение периода, за который начислены проценты, по рублевым вкла­дам (за исключением срочных пенсионных вкладов, внесенных на срок не менее шести ме­сяцев) и 9 процентов годовых по вкладам в иностранной валюте;

■ суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заем­ных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в пункте 2 статьи 212 НК РФ (материальная выгода, полученная от приобретения товаров (работ, услуг) в соот­ветствии с гражданско-правовым договором у физических лиц, организаций и индивиду­альных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогопла­тельщику),

за исключением доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на про­центах за пользование налогоплательщиками целевыми займами (кредитами), полученны­ми от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходован­ными ими на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федера­ции жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, на основании документов, подтвер­ждающих целевое использование таких средств.

Налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношении всех дохо­дов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Россий­ской Федерации.

Налоговая ставка устанавливается в размере 9 процентов в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов.

Налоговая ставка устанавливается в размере 9 процентов в отношении доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года.[1]

Шкала ставок (всего их четыре —9%, 13%, 30% и 35%) построена по сложной про­грессии: доход делится на ступени, каждая из которых облагается своей ставкой, и повы­шенные ставки применяются не ко всему доходу, а к части, превышающей предыдущую ступень, поэтому налоговый оклад плательщика увеличивается плавно.

Доход, получаемый гражданами у юридического лица, облагается бухгалтерией по истечении каждого месяца с сумм совокупного дохода с начала календарного года с учетом установленных льгот и вычетов. По окончании года производится перерасчет налога исхо­дя из полученного совокупного годового дохода за вычетом всех сумм, подлежащих ис­ключению. Доходы физических лиц, получаемые от любых видов предпринимательской деятельности, облагаются налоговым органом и оплачиваются в течение года авансовыми платежами к 15 июля, к 15 августа и к 15 ноября, а по истечении года исчисление осу­ществляется по совокупному доходу.

По окончании календарного года физические лица, получающие налогооблагаемые доходы, обязаны не позднее 1 апреля подать в налоговый орган по месту постоянного жи­тельства декларацию о фактически полученных в течение года доходах и произведенных расходах, связанных с извлечением этих доходов. От подачи налоговой декларации осво­бождаются лица, получающие доход только от выполнения трудовых обязанностей по мес­ту основной работы.

Налоговые органы обязаны проводить проверки правильности исчисления и удер­жания, своевременности и полноты перечисления в бюджет удержанных сумм подоходно­го налога у всех работодателей. Последние не реже одного раза в квартал и ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляют в налоговый орган по месту своей регистрации сведения о доходах и о исчисленных и удержанных суммах налога с указанием адресов постоянного местожительства получателей дохода.

Мобилизованный подоходный налог с физических лиц перечислялся в соответствии с Законом о федеральном бюджете на 1998 г. полностью в бюджеты субъектов РФ.

Акцизыдействуют в РФ по Закону РСФСР от 6 декабря 1991 г. с учетом Федераль­ного закона от 14 февраля 1998 г. на целый ряд товаров широкого потребления, хотя и не являющийся в своей подавляющей части предметами первой необходимости, в том числе спирт этиловый, спиртосодержащая и алкогольная продукция, вино, пиво, табачные изде­лия, нефть, бензин автомобильный, легковые автомобили, а также отдельные виды мине­рального сырья.

Ставки акцизов по товарам (за исключением минерального сырья) являются еди­ными. Установлены два вида ставок: специфические (в рублях и копейках за единицу из­мерения подакцизных товаров) и адвалерные в процентах к стоимости товара по отпуск­ным ценам без учета акциза. Последние ставки действуют для двух товаров: ювелирные изделия - 15% и легковые автомобили — 10%.

По акцизам, так же как и по НДС, действует зачетный механизм, который обеспечи­вает возмещение уплаченных сумм акциза поставщику из бюджета. Акциз вносится в казну два раза в месяц в зависимости от дат реализации подакцизного товара.[2]

Таможенные пошлины — это налоги, взимаемые при импорте и экспорте товаров. В связи с интернационализацией хозяйственной жизни, развитием международного раз­деления труда роль таможенных пошлин как доходного источника после Второй ми­ровой войны в экономически развитых западных странах постоянно снижалась. Это связано с общим сокращением таможенных тарифов на промышленные товары в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), подписанного 23 странами в 1947 г., а также созданием зон беспошлинной торговли в странах ЕС, ЕАСТ и др. Та­моженные пошлины на промышленные товары, достигнув максимума в 30-х гг. (в среднем ставки составляли почти 30% стоимости импорта), после Второй мировой войны стали снижаться. В экономически развитых странах среднеарифметический уровень пошлин на продукцию обрабатывающей промышленности в начале 1990-х годов оценивался в 6%.[6]

В России применяются следующие виды таможенных пошлин:

• импортные таможенные пошлины, взимаемые при ввозе товаров;

• экспортные таможенные пошлины, взимаемые при вывозе товаров;

• особые пошлины (специальные, антидемпинговые, компенсационные), при­меняемые в целях защиты экономических интересов российских предпринимателей.

Используются следующие ставки таможенных пошлин:

• адвалерные —пошлины, определяемые в процентах к таможенной стоимости то­варов;

• специфические -пошлины, устанавливаемые в твердой сумме за единицу товара;

• комбинированные — пошлины, сочетающие элементы адвалерных и специфиче­ских таможенных пошлин.

В соответствии с требованием Международного валютного фонда по дальнейшей либера­лизации внешней торговли в России с I июля 1996 г. экспортные пошлины отменены и заменены акцизами.

Однако с 1 января 1999 г. Постановлением Правительства РФ № 83 экспортные по­шлины на нефть и газ были восстановлены.

В отношении импортных пошлин политика Правительства РФ сводится к тому, что на некоторые ввозимые товары таможенные пошлины будут повышаться, на другие — по­нижаться. [3]

К началу 1998 г. средневзвешенная ставка таможенных тарифов развитых западных стран снизилась до 3%. Снижение таможенных пошлин привело к тому, что в среднем на этот вид дохода приходится от 1 до 4% общей суммы доходов государственного бюджета. Следует иметь в виду, что в экономически развитых странах экспорт товаров пошлинами не облагается. Применяются только таможенные пошлины на импортируемые товары. Наряду с таможеннымипошлинами все большее значение приобретают ежегодное контин­гентирование импорта и применение других нетарифных барьеров.

К новым федеральным регулирующим доходам относятся:

■ налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выра­женных в иностранной валюте который введен в действие Федеральным законом от 21 июля 1997 г.;

■ плата за пользование водными объектами, действующая по Федеральному закону от 6 мая 1998 г.;

■ плата за пользование объектами животного мира, функционирующая с начала 1997 г.


6698007525415132.html
6698067302823240.html
    PR.RU™