Структура, уровни и функции политики.

Характеристика политики в качестве объекта политологии не исчерпывается суммой вышеперечисленных понятий. Поэтому и для того, чтобы расширить наши представления о структуре политики как объекте научных исследований, необходима констатация: политика – это всегда деятельность людей и одна из составных частей общественных отношений. Эта позиция требует ответов на вопросы: Кто и как занимается политической деятельностью? Какие общественные проблемы являются поводами, основой политических отношений?

Отвечая на данные вопросы с целью более полного описания политики как объекта политологии, необходимо подчеркнуть:

- все те, кто способен к политической деятельности и занимается ею, являются субъектами политики;

- вся масса субъектов политической деятельности всегда неоднородна (гетерогенна) не только по своему социальному составу, но и с точки зрения тех политических ролей (функций), которые они исполняют;

- субъектность политики существует и реализуется на качественно различных уровнях, т.е.

а) уровень (первичный) – социальные (большие и малые) группы;

б) институциональный уровень, где субъектами политики выступают государство, политические партии и другие общественные организации;

в) индивидуальный уровень, т.е. политическая деятельность отдельных граждан, в том числе политических лидеров, членов политических партий, парламентариев, министерств и т.п.

Субъектов политики различают и по классификации М. Вебера, согласно которой они представлены, по крайней мере, тремя группами:

1) «политики по случаю» – это те граждане, политическая деятельность которых ограничивается периодическим участием в выборах, референдумах, митингах, демонстрациях и т.д.

2) «политики по совместительству» – это граждане, для которых политическая деятельность не является главным делом, но занимает значительное место в их жизни; они, как правило, являются активными членами политических партий, постоянными участниками политических партий;

3) «политики по профессии» – это граждане, для которых политическая деятельность является основным источником доходов. В их числе – главы государств, премьер-министры и члены кабинетов министров, парламентарии, лидеры политических партий и т.д.

Так или иначе, в той или иной мере, являясь субъектами политики, люди вступают в соответственные, т.е. политические отношения. Их особенность как одной из составных частей общественных отношений в том, что они возникают, функционируют и развиваются по поводу таких исключительно важных для общества проблем, которыми являются:

- устройство государства;

- управление государством;

- как должна быть распределена государственная власть и каковы её пределы;



- в чьих интересах и во имя каких целей должна действовать государственная власть;

Поиск теоретических и практических ответов на эти вопросы и деятельность субъектов политики по их реализации в соответствии с собственными потребностями, интересами и мировоззрением образуют основу политических отношений, которые в жизни общества имеют ничуть не меньшее значение, чем отношения экономические или идеологические. Политические отношения наравне с последними пронизывают все сферы жизни людей и являются автономным фактором развития общества. Влияние этого фактора переменно, но оно неустранимо, а нежелание заниматься политикой никогда не освобождает от её результатов. Иначе говоря, границы мира политики и политических отношений существуют, но они подвижны, изменчивы, и здесь всегда следует считаться с тем, что любая общественная проблема приобретает политических характер, если её решение прямо или косвенно связано с проблемой политической власти.


6521462340402167.html
6521503030191972.html
    PR.RU™