Главы богословские, умозрительные и практические. гда ей представляются воспарения в воздух на крыльях или восседания на высоких тронах или предводительст­во народом в сопровождении эскорта колесниц

гда ей представляются воспарения в воздух на крыльях или восседания на высоких тронах или предводительст­во народом в сопровождении эскорта колесниц.

64. Истинные видения, которые следует называть не снами, а видениями и созерцаниями, бывают только у тех, чей ум по причине пребывания в нем Духа сделал­ся прост и свободен от всякого отягощения страстями и от рабства им, кто всегда думают о Божественном и размышляют о будущих наградах и воздаяниях, чья жизнь выше жизни живущих — беззаботна, неразвле­каема, безмолвна, чиста, полна милости, мудрости, не­бесного знания и добрых плодов, выращиваемых Духом. У прочих же, не имеющих этого, ложные и запутанные |сны], в которых все — явное обольщение.

65. Многие сочли блаженной отшельническую жизнь, другие — смешанную, то есть общежительную, иные же предпочли предстоятельствовать над народом, быть наставниками, заниматься преподаванием и стро­ить церкви — от чего разные [люди] обычно питаются душевно и телесно. Я же ни одно из этих дел не пред­почел бы другому и не сказал бы, что одно заслуживает похвалы, а другое порицания, но во всем и во всех де­лах и действиях всеблаженна жизнь для Бога и по Бо­гу.

66. Человеческая жизнь составляется из различных наук и искусств, причем каждый разрабатывает и прив­носит свое, и, таким образом передавая друг другу и получая друг от друга, люди живут, доставляя необхо­димое телесной природе. То же можно видеть и в ду­ховных людях, каждый из которых проходит свою доб­родетель и, хотя каждый идет по своему жизненному пути, но по разным путям все движутся к одной цели.

_________Преподобный Симеон Новый Богослов__________

67. Цель всех подвизающихся по Богу заключается в том, чтобы угодить Христу Богу, получить через при­частие Святого Духа примирение с Отцом и посредст­вом этого достичь спасения. Ибо это и есть спасение всякой души и всякого человека; если же этого нет, напрасен труд, тщетно делание наше, и бесполезен вся­кий путь жизни, который не ведет к этому бегущего по нему.

68. Оставивший весь мир и удалившийся на гору для безмолвия и оттуда, как бы напоказ, пишущий находя­щимся в миру, ублажая и похваляя одних, льстя дру­гим, подобен тому, кто развелся с блудной, непотреб­ной и порочной женой и уехал в далекую страну, чтобы освободиться даже от воспоминания о ней, но впослед­ствии забыл о цели, с которой он прибыл на гору, и желает переписываться с теми, кто общаются с этой блудницей и, так сказать, оскверняются с ней, и убла­жать их. Если и не телом, то, во всяком случае, серд­цем и умом такой человек произвольно впадает в те же страсти, что и они, как бы одобряя их связь с ней.



69. Насколько вращающиеся среди мира и при этом очищающие чувства и сердца от всякого дурного вож­деления заслуживают похвал и блаженны, настолько же живущие в горах и пещерах, если они желают похвал и ублажений и славы от людей, достойны порицания и презрения, ибо они для Бога, испытывающего сердца наши — словно прелюбодеи. Ибо кто желает, чтобы о его жизни, имени и деяниях было слышно в миру, тот блудит по отношению к Богу, подобно древнему иудей­скому народу, как говорит Давид95.

70. Кто с непоколебимой верой в Бога отрекся от мира и того, что в мире, тот верует, что милостив и

______________________

95 Ср. Пс. 105:8.

____________Главы богословские, умозрительные и практические______

щедр Господь96, и что Он принимает приходящих к Нему с покаянием. Зная же, что через бесчестие Он чтит рабов Своих, через крайнюю нищету обогащает их, через оскорбления и уничижения прославляет их и через смерть делает причастниками и наследниками вечной жизни, такой человек стремится, как жаждущая лань, проходить через [эти испытания], восходя по ним ввысь, к источнику бессмертия, как по лестнице, по ко­торой ангелы восходят и нисходят на помощь восходя­щим. Бог же восседает на вершине ее, ожидая от нас посильного произволения и старания — не потому, что­бы Ему было приятно видеть нас в трудах, но потому, что, будучи человеколюбивым, Он хочет даровать нам награды как то, что мы заслужили.



71. Тем, кто без колебаний приходя к Нему, Господь не позволяет совсем упасть, но, видя, что они изнемо­гают, содействует и помогает им, подавая им свыше ру­ку силы Своей, и возводит к Себе. Содействует же Он иногда явно, иногда неявно, неведомо и ведомо, до тех пор, пока они, пройдя всю вестницу, не приблизятся к Нему и всецело не соединятся со Всецелым, забыв все «земное и сопребывая с Ним там, — в теле ли, или вне тела, не знаю97, — и живя с Ним и вкушая неизре­ченные блага.

72. По справедливости следует нам подклонить наши шеи под иго заповедей Христа и не уклоняться в сторо­ну, не возвращаться назад, но идти в них прямо и с го-нжностью даже до смерти, обновлять самих себя и де­лить поистине новым раем Божиим, до тех пор, пока Сын с Отцом не придет и не вселится в нас через Святого Духа. И тогда всего Его приобретем как живущего и нас и учителя нашего. И если кому-либо из нас Он

___________________________

96. Ср.Пс. 102:8.

97 Ср 2 Кор. 12:2.

___________Преподобный Симеон Новый Богослов_______··

повелит что-нибудь или доверит какое-то служение, оно будет вручено ему и он будет с готовностью исполнять его, как ему кажется наилучшим. Но непозволительно стремиться к этому [служению] прежде времени и не следует принимать его, когда оно дается от людей, а надо пребывать в заповедях Владыки нашего и Бога и ожидать Его повеления.

73. Если после того, как нам будет вручено служе­ние Божественным вещам и мы отличимся в нем, Дух направит нас на другую службу или работу или дея­тельность, не будем сопротивляться. Ибо Бог не хочет ни того, чтобы мы были праздными, ни чтобы до конца оставались на одной и той же работе, с которой начали, но хочет, чтобы мы преуспевали и постоянно продвига­лись к достижению лучшего, идя, конечно, не по своей, но по Божией воле.

74. Кто сделал свою волю мертвой, тот становится совершенно безвольным; но из живых и движущихся существ нет ни одного безвольного, разве только если кто назвал бы безвольными бесчувственных и непод­вижных. Ибо хотя растения движутся и растут, мы не говорим, что это движение и рост происходят по их ес­тественной воле, потому что они бездушны; а все оду­шевленное имеет естественную волю. Итак, кто умерт­вил собственную волю подвигом и старанием и стал совершенно безвольным, тот исступил из своего естест­ва и, поскольку он ничего не желает, он не может де­лать ничего ни хорошего, ни плохого.

75. Кто стремится умертвить свою волю, тот должен исполнять волю Божию и вместо собственной воли вво­дить ее в себя, насаждать в себе, прививать к своему сердцу и при этом тщательно следить, растет ли насаж­даемое и прививаемое, пустило корни вглубь, срослось ли и соединилось ли оно [со стволом], став единым де-


6519182969865456.html
6519226902638859.html
    PR.RU™