Организация сюжета

Разработка сюжета — это уже область не клубной, а те­атральной и эстрадной драматургии, достаточно известная в профессиональном искусстве. Между прочим, клубные драматурги, если не могут соревноваться с театральными, то с эстрадными свободно вступают в спор. Ведь успехи клубной и особенно студенческой эстрады известны не меньше, чем достижения профессиональных коллективов, и лучшие эстрадные авторы нередко начинали свою дея­тельность в клубных учреждениях.

Как же работать над сюжетом?

Построение сюжета целого вечера или отдельного его эпизода — один из важных этапов создания сценария, ра­бота творческая, требующая знания материала и незауряд­ной фантазии. Готовых сюжетов для вечеров не существу­ет. Даже если сценарист разрабатывает какой-нибудь из­вестный сюжет, он трансформирует его для решения своей темы, задачи конкретного воздействия на публику.

Принципы построения сюжета. Расскажем о двух прин­ципах: литературно-повествовательном и драматическом. В первом случае сюжет раскрывается в основном описа­тельными средствами, способом рассказа. Один или не­сколько исполнителей сообщают о каком-либо событии, факте, конфликте, происшествии. Иногда рассказ идет в лицах, но на сцене не показано само событие, оно не про­исходит на глазах у зрителей. Здесь все дается от имени автора, от лица повествователя (повествователями явля­ются и различные персонажи).

Если вы задумали литературно-музыкальную композицию, персонажи, их характер подсказываются выбранны­ми литературными произведениями. Можно вводить новые персонажи — автора или современного читателя, современ­ного критика; в музыкальных представлениях — компози­тора или слушателей, музыкальных героев или образы,

навеянные музыкой. Все это может быть в жанре литератур­ного повествования, не предполагающего перевоплощения исполнителей в своих героев и сохраняющего манеру одно­го или нескольких рассказчиков.

При использовании драматического принципа основное . действие, событие восстанавливается или создается фанта­зией сценаристов с помощью действующих лиц. Герои та­кого представления не рассказывают, а действуют. Особое значение здесь приобретают характеры и обстоятельства, поведение персонажей в определенной ситуации.

Драматизированное представление требует иного соста­ва действующих лиц. Каждое из них — определенный ха­рактер (исполнители полностью отождествляются с персо­нажами сценария), имеют свои внешние, наблюдаемые зрителем особенности. Для того чтобы герои начали дейст­вовать, сценарист создает сценическую ситуацию, сталки­вает их характеры в героико-драматической или комедий­ной борьбе. Развитие сюжета зависит от исходного кон­фликта, от линии поведения героев, новых обстоятельств, возникающих перед ними.



Известные литературные произведения в этом случае требуют инсценировки, а оригинальный замысел воплоща­ется в сценарную форму, близкую к пьесе.

В драматическом жанре прежде всего нужно найти определенные черты персонажей. Если у героя вашего сце­нария нет своего, ярко выраженного характера, если он не вступит в конфликт, в действие, ему нечего будет делать в. сценарии. Два действенных характера в острых обстоя­тельствах — это уже драматический конфликт.

Если персонажи в равной мере добиваются одного и то­го же, если их цели все время совпадают, то в сценарии не получится конфликта. Нужно создать ситуацию, в которой действия одного станут противодействием для другого. Но не заставляйте ваших героев совершать то, что несвойст­венно их характерам, иначе они получатся расплывчаты­ми, неопределенными.

Чтобы проявить в сценарии свое авторское отношение к событиям, можно принять сторону одного из героев, от­стаивать его правоту, утверждая вместе с ним все передо­вое, общественно полезное. Для этого делают явными мо­тивировки поступков персонажей, показывают сообра­жения, которые ими руководили. Все раскрывается в основном в диалогах и действии. Важное значение имеет обстановка действия. Будучи удачно выбрана, она придает событию большую выразительность.

О литературных приемах построения сюжета. Литера­турно-повествовательный и драматический принципы име­ют свою специфику. Однако их различие не исключает воз­можности применения при их использовании одинаковых приемов построения сюжета. Какие же это приемы? Среди них сюжет-сопоставление — сравнение фактов, событий по сходству двух или нескольких ситуаций. Например, тема подвига в гражданскую. Отечественную войну, в годы пя­тилеток. Действие может развиваться параллельно или по­следовательно, в одном или нескольких местах. Часто встречается прием сопоставления, по контрасту (передовой и отстающий цехи, прошлое и будущее).

Существует еще прием аналогии. Рассказывается или разыгрывается случай, аналогичный документальному, ис­ходному. В выступлениях агитбригад и «живых газетах» встречается аллегорический перенос смысла на аналогич­ное событие из жизни животных или сказочных персона­жей.



Этот прием можно развить до сюжета-метафоры. На­пример, при инсценировке произведения М. Горького «Бу­ревестник» революция отождествляется с бурей, а в дру­гой программе освобождение от немецко-фашистских за­хватчиков показано как приход весны, восход солнца. Об­раз движущегося поезда часто используется как метафора движения к светлому будущему — коммунизму, «зеленая улица» означает бесперебойное движение, а красный сиг­нал — брак в работе.

Метафорическое построение сюжета обычно украшает вечер или представление. Яркость, образность — всегда за­лог успеха. Но хочется предостеречь клубных сценаристов от частого употребления одних и тех же метафор. Это снижает их ценность. Нужно уметь находить новые поэти­ческие образы.

Еще одним приемом построения сюжета служит сю­жет-гипербола. Он основан на значительном преувеличе­нии события, ситуации, факта, определенной черты харак­тера. Так, для «героя», привыкшего к авралам, сценарист может остановить во всем мире время, для лентяя—пре­вратить все предметы в одеяла и подушки, для пьяницы — в бутылки. Ситуацию ожидания в приемной можно растя­нуть на века и заставить правнуков сменить в качестве просителей своих предков и т. д.

Применение гиперболы не исключает использования других названных выше приемов построения сюжета и в сочетании с ними придает действию особенно обостренный характер. Одной из разновидностей построения гиперболи­ческого сюжета является прием доведения до логического абсурда каких-либо действий или ситуаций. Если в цехе установлены излишние формальности, связанные с получе­нием инструмента или материалов, агитбригада, логически продолжая «бюрократические нововведения», показывает в своем выступлении, что без бумажки в цехе нельзя сделать и шагу. В данном случае нарушение логики, здравого смы­сла приводит к абсурду: человека надо как конфету уложить в обертку, и каждый раз при встрече с другим чело­веком у него на обертке будет появляться печать или под­пись. Так становится ясной неразумность, нелогичность и антиобщественность некоторых действий людей, мешающих введению научной организации труда, проявляется здоровое критическое начало, способствующее развитию производительных сил общества.

Сатирический, пародийный сюжет строится на обост­ренных и обобщенных конфликтных ситуациях или столк-

новениях персонажей на сцене, в которых отражается идейно-тематический замысел сценариста.

В одном из клубов г. Жданова прошло эстрадное пред­ставление. В сцене «Загадочная болезнь» участвовали «друзья» безвременно умершего человека. Авторы не слу­чайно называют этих в общем хороших и добрых персона­жей «могильщиками». Ведь это они сначала уговаривали совершенно непьющего друга прикоснуться к рюмке, а по­том по-дружески обильно потчевали его водкой или ча­стенько устраивали банкеты и торжественно поднимали заздравные чаши за благополучие близких и тем самым, желая ему только добра, незаметно свели человека в моги­лу. Такой поворот темы о пьянстве заставил многих зри­телей задуматься, не являемся ли мы подчас невольными и, к несчастью, равнодушными свидетелями гибели близких людей.

В клубной практике встречаются различные пародий­ные сюжеты, даже в оперном и балетном жанре. В паро­дийной опере используют популярные мелодии, на которые пишут новые тексты местного содержания. Постановка пародийного балета дает возможность создать в пластике сатирические образы реальных людей.

Задача сценариста состоит в том, чтобы, используя пародийный ход, не утерять основной идеи и темы, объек­та сатиры, как правило, местного факта, конкретных лиц.

Аллегорические и гротесковые представления допуска­ют введение в качестве действующих лиц абсолютно услов­ных персонифицированных понятий и образов, например таких, как Прогресс, Экономика, Завод, Рабочий, Крестья­нин, Радость, Война и другие. В театрализованном пред­ставлении, подготовленном силами самодеятельных круж­ков детского сектора, литературных героев сменяют алле­горические персонажи: Двойки, Единицы, Скука, Лень. В поединок с ними вступают Пятерка, Четверка, Выдумка, Веселье и в литературном диалоге побеждают своих про­тивников.

Предварительная композиция и план сценария

Наметив замысел, сценарный ход и сюжет сценария, можно приступить к составлению его плана в виде записи по порядку наименований эпизодов. Для этого следует предварительно распределить отобранный материал в со­ответствии со сценарным или сюжетным ходом и обозна­чить границы эпизодов. Работая над планом театрализо­ванного вечера, подумайте о том, как ввести зрителя в обстановку действия и познакомить его с действующими лицами, то есть наметить часть сценария, которая называ­ется экспозицией. Нужно найти исходную ситуацию, с которой начинается развитие действия (завязку), проду­мать его движение к высшей точке напряжения (кульми­нации) и дальше, к развязке. Развязку, или финал, не сто­ит затягивать: она должна следовать вскоре за кульмина­цией.

При разработке театрализованного сюжета продумыва­ют состав действующих лиц, их функции, то есть нагрузку, которую они несут в развитии действия для осуществления основного замысла.

План по эпизодам. При составлении плана по эпизодам нужно следить за тем, чтобы среди них не было таких, которые выпадают из основного русла рассказа, уводят его в сторону, задерживают, тормозят действие. Не должно быть повторов, однообразия ситуаций, обстановки действия.

Что же такое эпизод?

Хореографический коллектив Дома культуры Великолукского локомотиво-вагоноремонтного завода задумал использовать сюжет известной пьесы В. Вишневского «Оптимистическая трагедия». Сценаристы взялись за работу.

Работая над планом, они долго и тщательно выбирали эпизоды, которые без искажения пьесы могут быть выра-

жены средствами хореографии. В конце концов он принял следующий вид:

1. Пролог — матросский полк на корабле.

2. Первая встреча Комиссара с матросской вольницей.

3. Заговор против Комиссара. Первые попытки уста­новить порядок на корабле.

4. Эпизод со старухой, потерявшей кошелек.

5. Прощальный бал на корабле.

6. Полк идет в поход. Бой.

7. Объяснение Комиссара и Алексея.

8. Столкновение Вожака и Сиплого с Алексеем.

9. Расстрел Вожака.

10. Появление анархистов. Предательство Сиплого.

11. Матросы в плену. Сиплый совершает еще одно пре­дательство — выдает Комиссара.

12. Матросы идут на выручку попавшим в плен.

13. Алексей убивает Сиплого. Выносит замученного Комиссара.

14. Комиссар умирает. Матросы несут Комиссара как знамя, как символ победы.

В приведенном плане обозначены эпизоды. Каковы ха­рактерные черты эпизода? Можно ли считать им отрезок или несколько отрезков действия, развивающегося в ка­ком-либо одном месте. Если расчленить сюжет по местам действия, он распадется не на эпизоды, а на сцены. Сцена зависит от места действия, эпизод — нет.

Он выделяется относительной законченностью дейст­вия, представляет завершенный круг событий, имеющих отчетливое начало, продолжение и конец. В сценарии может быть один или несколько эпизодов. Каждый из них больше или меньше сцены, иногда их границы совпа­дают.

Посмотрите, как развивается действие в приведенном здесь плане. Первые два эпизода — экспозиция; третий — завязка; до двенадцатого — развитие действия с неожидан­ным обострением ситуации, поворотами сюжета; кульми-

нация—смерть Комиссара. И сразу же следует финал. Конструкция сюжета видоизменилась, появился каркас новой композиции, который характерен не для драматиче­ского жанра, а для хореографии.

Монтаж эпизодов-аттракционов. Часто клубный вечер, представление составляются из отдельных номеров, стра­ничек, сценок. В этом случае в задачу сценариста входит тщательная подготовка драматургии отдельного звена. В цепи развития общего сюжета оно тоже должно иметь самостоятельную завязку, развитие действия, кульмина­цию и развязку. Концертный номер, страничка устного журнала, сценка в «живой газете» представляют собой за­конченные миниатюры, или эпизоды-аттракционы. Завер­шенность, относительная самостоятельность любого из них не мешает, а наоборот, помогает созданию драматургии ве­чера в целом.

Лучшей демонстрацией этого приема служит замысел тематического вечера или театрализованного обозрения, включающего концертные номера и выступления разных жанров. Наиболее привычным для клубных работников яв­ляется в данном случае принцип построения концертной программы. План обычно составляется из того расчета, что каждый номер — эпизод. Значит, можно предвари­тельно распределить материал по характеру и виду высту­плений.

Виды выступлений Количество подготовленных но- меров

Художественное слово… 4

Вокал ..... 5

Пантомима .... 3

Хореография… 5

Хор ....... 4

Фильмы ..... 2

Сцены из спектаклей… 2

Следующий этап — составление программы, в которой чередуются номера разных жанров:

1. Хор.

2. Художественное чтение.

3. Вокал.

4. Балет.

5. Сцена из спектакля (в концертном исполнении).

6. Народный танец.

7. Выступление эстрадного оркестра.

8. Пантомима.

9. Выступление солистов в сопровождении эстрадного оркестра.

10. Эстрадный танец.

11. Скетчи.

12. Массовый хореографический номер.

Подготовив программу, клубные работники намечают, между какими эпизодами-номерами пройдут интермедии, репризы, тексты ведущих (учитывается необходимость раз­личных перестановок на сцене). Если это не тематическая композиция, программа идет своим чередом, а конферанс развивается сам по себе. Прямая связь между общим за­мыслом и последовательностью номеров не обязательна. Важны только необходимые переходы.

Монтаж тематических эпизодов. В тематических вече­рах эпизод представляет собой относительно законченную небольшую тему, являющуюся частью основной, со своей экспозицией (введение в тему), завязкой (постановка вопроса), с развитием (раскрытие темы) и концом (заверше­ние, вывод).

Это драматургическое построение приемлемо для худо­жественного, а также документального и научно-популяр­ного материала. Рассмотрим такой пример.

Сценаристы задумали клубный вечер, посвященный пропаганде медицинских знаний. Поговорили с врачами, но ни один из специалистов не удовлетворил их: материал врачи излагали квалифицированно, употребляя множество

медицинских терминов, однако все это было мало интерес­но, более того — скучно.

Тогда возникло решение сделать сценарий по известной популярной книге писателя М. Поповского «Панацея — дочь Эскулапа». В этой книге рассказывается о трудах со­ветских фармацевтов и химиков, обогативших медицину новыми эффективными лекарствами. Среди местных вра­чей нашлись специалисты, увлеченные возможностями ме­дицины, открывающимися в результате исследований со­ветских ученых. Появился и литературный, и фактический материал. Оставалось найти его интересное драматургиче­ское воплощение.

Решили начать вечер с древних легенд о целебных бальзамах. Мечта человечества о лекарствах от всех бо­лезней нашла проявление во многих легендах: об Эскула­пе и его дочери Панацее, о знаменитом бальзаме Фьерабраса, упоминаемом в романе Сервантеса «Дон Кихот», склеивающем человека, разрубленного на части, и т. д. Этот эпизод — экспозиция, или введение в тему вечера. За­тем шел рассказ о том, что через триста тридцать три года после выхода главы романа Сервантеса, где говорилось о бальзаме Фьерабраса, в ленинградской лаборатории профессора, заслуженного деятеля науки РСФСР Н. В. Ла­зарева, занимающегося разработкой лечебных препаратов, были получены лекарства, активно ускоряющие заживле­ние ран, и средства от болезней, ранее считавшихся неиз­лечимыми. Сообщение о них вызвало огромный интерес во всем мире.

Данный эпизод — завязка. Задача сценариста — удер­жать внимание зрителей на протяжении всего сценария. А это значит не рассказывать сразу обо всех открытиях, распределить их по степени интереса к ним публики.

Слово дается одному из фармакологов, который говорит о профессоре Николае Васильевиче Лазареве, его талант­ливых учениках, постепенно подводя к открытию ими ди­базола, оказавшегося универсальным средством, описан-

ным в книге М. Поповского. Этот эпизод — начало разви­тия темы.

Затем короткая дискуссия между врачами и фармако­логами о пользе целебных трав, аргументированные корот­кие диалоги защитников и противников народной медици­ны. Как дальнейшее развитие темы — рассказ о феноме­нальных, уже изученных действиях многих трав и табли­цах степени их воздействия на организм человека. Показы­ваются диапозитивы — знакомые зрителю и широко рас­пространенные в родной природе травы. Сообщения врачей об их целебном действии, доказанном современной наукой, производят на публику большое впечатление.

Кульминация вечера, задуманная сценаристами,— эпизод с появлением бывших больных, излеченных в по­ликлинике препаратами, созданными школой Н. В. Ла­зарева.

В заключение один из врачей — последователь школы Н.. В. Лазарева ответил на многочисленные вопросы со­бравшихся, которые, в свою очередь, вспомнили немало средств, применяемых в народной медицине при различ­ных болезнях.

Вечер вызвал большой интерес. В конце его ведущий объявил как вывод, что все сказанное может оказаться полезным только при консультации врачей и они органи­зуются в клубе регулярно, по пятницам.

Итак, вечер был интересно задуман сценаристами, его в диалогах разыграли сами врачи, не переодеваясь, не изо­бражая персонажей романов и легенд, без привлечения профессиональных артистов и художественной самодея­тельности. Их выступления удачно дополнялись диафиль­мами и диапозитивами.

В тематическом вечере между эпизодами — номерами нужна смысловая связь. Такие вечера бывают интересны­ми и без сквозного хода, если каждый последующий номер продолжает и развивает тему предыдущего.

Принцип блоков. Есть другой принцип построения ве­чера. Он удобен для сценариста, если в его распоряжении много номеров — эпизодов, близких по теме и материалу, а иногда по жанру. Рассмотрим два варианта плана вече­ра «Мир победит войну».

В приведенном здесь первом варианте дается построе­ние по тому принципу, который описан в предыдущем раз­деле.

1. Международный обзор.

2. Песни о мире (исполняет хор).

3. Выступление рабочего, побывавшего в Чили в тот период, когда у власти было правительство С. Альенде.

4. Документальный фильм (или фрагмент фильма).

5. Выступление агитбригады «Молодость против импе­риализма». .

6. Фрагменты фильмов (борьба молодежи капиталисти­ческих стран).

7. Сцена из спектакля (о борьбе против империа­лизма).

8. Песни, протеста в исполнении оркестра с соли­стами.

Возможен и другой вариант - по принципу тематиче­ских блоков—эпизодов.

В этом случае предварительная схема меняется. В со­ответствии с ее развитием и сценарным ходом намечены другие эпизоды.

Трагедия Чили

Письмо из застенка

(за­вязка вечера).

Выступление рабочего, по­быва-

вшего в Чили.

Стихи П. Неруды.

Документальный киносю-

­ жет.

Империализм насаждает

фашистские режимы и ра­со-

вую дискриминацию

Стихи о ЮАР.

Отрывок из программы

агитбригады.

Песни американских нег­ров.


6518550709958115.html
6518591029048832.html
    PR.RU™